Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
16.12.2018, 02:32

  журнал размером с дамскую сумочку
Главная Наши публикации Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Слово редактора [0]
Матрона [4]
Клубная жизнь [3]
Мир искусства [8]
Образование [6]
Ученый муж [1]
Творчество [34]
Мир профессий [5]
Дамский мир [4]
Экология здоровья [10]
Интересный человек [2]
Хозяйка [1]
Из дальних странствий [3]
Экология души [3]

Праздники

Главная » Наши публикации » Публикации из журнала "Юнона и Авоська" » Мир профессий

Режиссер-это пастырь Т.М.Герасимова

Режиссер - это пастырь

          Поводом для того, чтобы проявить любопытство к женщине, безусловно, талантливой, известной в городе, был мой интерес к ее профессии.  Я беседую с Людмилой Степановной Матис, Заслуженным работником культуры РФ, художественным руководителем театра «Драма №3», режиссером, поставившим много ярких спектаклей, один из которых «Поминальная молитва» был удостоен премии Губернатора Свердловской области.

 - Судя по гороскопам, профессия режиссер некоторым людям была предопределена. Каким образом сложилось, что была выбрана эта профессия? Было желание режиссировать свою и чужую жизнь?

Л.С.: - Как я попала в эту профессию? В этом есть элемент случайности и в то же время, по-другому моя жизнь не могла  сложиться.  Все началось с детства, с  участия в концертах  в  школе №6, где я училась. Я там и пела, и танцевала, и читала стихи (там же начала и сама писать стихи). А потом учительница литературы посоветовала мне пойти в театральную студию Синарского дома пионеров. Это было самое начало! Театральный коллектив возглавлял Василий Гурьевич Шендриков, известный в те годы журналист газеты «Каменский рабочий», который вел в ней отдел культуры, сотрудничал с театром. Занятия в нашей студии проводились на высочайшем уровне! Такие люди, как В.Г.Шендриков и директор дворца А.М.Шахаренко  отдавали нам весь жар души, любили детей, работали  не для «галочки».  У нас в студии была единая семья, в которой перевоспитывались даже дети с плохим  поведением. Мне навсегда запомнились наши  первые спектакли!  Однажды мне довелось играть роль Зои Космодемьянской. Я помню свой костюм, ту длинную белую рубаху, то ощущение, когда мои босые ноги коснулись театральной сцены!..

- С тех пор в вас живет чувство, что сцена – это что-то святое?

Л.С.: - Да, я так воспитана. Меня всегда шокирует, когда кто-то врывается  в зал во время репетиции или выходит на сцену в уличной обуви. Мне приходится напоминать людям об этом.

- Как произошел выбор профессии?

Л.С.: -  Было  время, когда я выбирала между литературным институтом и театральным. Мой отец увидел объявление о наборе в Челябинский институт культуры на театрально-режиссерский факультет. Родители согласились на этот город, хотя и надеялись, что это останется хобби, и я выберу профессию посолиднее. В институте мне очень повезло, наш курс вела ученица режиссера Бориса Захавы, ученика Евгения Вахтангова. Лидия Александровна Ящинина была коренной москвичкой, в ней присутствовала высокая культура. Я помню ее высокую, худую фигуру, она  быстро двигалась,  очень много курила… Она говорила нам так: «Возможно, вы будете вести какой-то театральный кружок, но я буду учить вас, как будто вы будете режиссером МХАТа»!

- Режиссер – это диктатор или единомышленник с актерами?

Л.С.: - Режиссер – это организатор, интерпретатор, педагог, но ему необходимо волевое начало! Решив усовершенствовать себя, как режиссера, я окончила еще и Екатеринбургский театральный институт. Во мне никогда не было самоуверенности,  самооценка была заниженной, я понимала, куда идти, но не всегда могла дойти до цели…  Мой педагог по режиссуре Вячеслав Иванович Анисимов сказал как-то, что режиссер – это пастырь. Он несет огромную ответственность за людей, берет на себя право вести за собой целый коллектив, занятый созданием спектакля и его рождением.  Быть режиссером очень нелегко, но быть диктатором? Нет!  Мне были  всегда нужны единомышленники для реализации какого-то замысла.  Я выбираю пьесу, представляю, какой будет постановка, могу заразить своей идеей художников, актеров. Главное, я решаю для чего все это, что мы хотим сказать людям?  Когда я не могу решить, как воплотить свою идею, начиню спрашивать у других,  беру в соавторы почти весь коллектив. У таких актеров, как Соловиченко, Иванов, Симанова, Белоногов, есть свое мнение и не считаться с ним – невозможно.

- Существует два типа режиссера: те, кто выворачивает сущность актера наизнанку и те, кто предпочитает недосказанность.

Л.С.: - У каждого актера есть своя творческая кухня, но зритель обязательно должен получить эмоциональный импульс, поэтому я больше люблю открытых артистов. Есть и такие профессионалы, которые, играя роль, остаются с «холодным носом», не раздают свои эмоции. Мне предпочтительнее, когда артист искренний, а не красиво врет на сцене.

- Современная жизнь в значительной степени выхолостила человеческие эмоции, теперь ценятся  люди, сохранившие их.   Людмила Степановна эмоции не только сохранила, но и щедро делилась ими со мной.

- «Драма – душа театра», - говорил А.Н. Островский. Что вам предпочтительнее: драма или комедия?

Л.С.: - Репертуар – это основа всего. У нас в театре есть спектакли, оставившие след и в памяти и в душе: «Поминальная молитва», «Поллианна», «Зеленая зона». Выбор репертуара всегда бывает очень сложным. Настоящую драму и веселую комедию зритель одинаково любит.

- Какое у вас отношение к пьесам мирового репертуара: Д.Б. Пристли, А. Кристи, О. Уайльда. Они не для Каменска?

Л.С.:  - Мы с Галиной Полищук, режиссером из Риги, задумали поставить спектакль на основе американской пьесы. В нем мы ставим очень важные вопросы об отношении взрослых к детям, о насилии, детской незащищенности. Из сочетания напряженного сюжета с глубокой темой  должно получиться то, чего мы никогда не делали.

- Такого спектакля в жанре «Криминального ужастика» каменские зрители еще никогда не видели!  «Хэллоуин» много обсуждали, большинство зрителей его приняли, посчитав, что такое зрелище было необходимо  нашей тихой провинции.

- Искусство  во все века поднимало вкусы зрителей на высоту, теперь идет обратный процесс. Вы согласны с этим?

Л.С.:  - Я вспоминаю, как много лет назад меня попросили прочитать цикл лекций о творчестве Высоцкого (это было вскоре после его смерти). Читать приходилось в самых разных аудиториях, люди по-разному их воспринимали, порой даже враждебно…  Когда я начинала читать его стихи, рассказывать о Высоцком, - все менялось!  Я тогда поняла, что людей можно провоцировать, как на хорошее, так и на плохое! Мы не ставим себе целей тянуть зрителей к себе или опускаться до них…  Надо быть внимательными и уважительными  к тем, кто находится в зрительном зале.

- «Театр живет человеческим голосом» А.Н. Островский. Насколько важно умение актера выражать голосом все оттенки и чувства?

Л.С.: - Это больная тема не только для нашего театра, она давно обсуждается на всех театральных фестивалях. Заочная форма обучения, к сожалению, не дает возможности много работать с голосом, а тренинги по сценической речи мало, что дают. В русской школе голос всегда был главным. Многое зависит о самого актера, от его желания трудиться над собой для того, чтобы голос открылся и…пошел!

- Вот цитата из Виктора Гюго: «Зритель мстит актеру за доставленное удовольствие и эта месть – аплодисменты».

Л.С.: - Первый раз слышу такое высказывание! Аплодисменты – это выражение эмоций зрителей и я всегда подсматриваю за этим в зале. Когда приезжают театральные критики, они обязательно учитывают реакцию зрителей. Если я смотрю спектакль, в котором мне хочется выплеснуть свои эмоции - я громко аплодирую! Если не нравится – руки опускаются…

-  Художественный руководитель – это профессия?

Л.С.: - У художественного  руководителя обязательно имеется профессия: режиссер, заведующий литературной частью или актер. Мне приходится руководить всем художественным процессом в театре, хотя в мои обязанности постановка спектаклей не входит.

У нас с  Людмилой Степановной получилась интересная и содержательная беседа о профессии режиссер.   На прощание я пожелала творческих успехов любимому театру.

 

Категория: Мир профессий | Добавил: Редактор (25.08.2017) | Автор: Герасимова Татьяна Михайловна
Просмотров: 603 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мудрые мысли

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 27

Друзья сайта
ФЕНИКС - литературный клуб

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня на сайт заходили:

...а также незарегистрированные пользователи

Copyright Юнона и Авоська © 2018
Графические символы - Ирина Бабушкина ©
Конструктор сайтов - uCoz